Причудливая судьба музыки - Борис Борисович Гребенщиков
Статьи
20.01.2010 15:43

Борис Борисович Гребенщиков фигура в российской культуре харизматичная, знаковая и многогранная.

Борис Борисович Гребенщиков фигура в российской культуре харизматичная

Можно часами спорить о его творчестве, поклонников и противников, думаю, найдется много, но мы этого делать не будем. Пусть анализом его музыкального наследия занимается кто-нибудь другой.

Хотелось бы отметить интересный факт : самая чудная, самая красивая песня БГ «Город», написана не им и не имеет отношения к рок-музыке вообще. Впервые, эту песню молодой БГ услышал в 1970 году на одном из спектаклей любительского театра Э. Горошевского – постановке «Сида» П. Корнеля, в исполнении Леонида Тихомирова. И так эта песня запала ему в душу, что, начиная с 1984 года, Гребенщиков стал исполнять ее на концертах своей группы.

Надо отдать должное Борису Борисовичу, он никогда не пытался присвоить «Город» себе и даже признавался, что эта песня значительно лучше его собственных и написать такое гениальное творение ему не под силу. Так как БГ не имел понятия, кто же написал эту песню, то соответственно и на пластинках и не указывал. Впервые на суд широких масс песня была представлена в 1986 году, на программе «Музыкальный ринг», но настоящий звездный час для «Города» наступил после того, как песня вошла в саундтрек фильма «Асса». Кто же настоящий автор песни? Признаться сложный вопрос. Слова были написаны двумя диссидентами и эмигрантами – Анри Волхонским и Алексеем Хвостенко. Музыка – итальянского композитора XVII в. Франческо де Милано.

Следует отметить, что БГ вольно обошелся с текстом данной песни, так как первоначально она называлась «Рай» и начиналась «над небом голубым». Тогда становится понятно наличие льва, вола, «исполненного очей», орла. Это «апокалипсические животные» из «Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис», а в произведении говорилось не о красивом местечке, а о граде небесном Иерусалиме, который ждет всех праведных после Апокалипсиса. Сейчас трудно сказать, то ли БГ недослышал, то ли намеренно изменил слова, но сам он говорит о том, что сказано, что царствие Божие – внутри человека, значит рай не где-то на небесах, а в сердце человека, «под небом голубым», а, значит, его вариант тоже годится.

Однажды в Париже произошла знаменательная встреча Гребенщикова с одним из авторов песни Алексеем Хвостенко. После подколок Хвостенко о плохом слухе БГ и длительной дискуссии, метры признали – такой вариант тоже имеет право на жизнь. Может показаться смешным, но недавно выяснилось, что итальянский композитор Франческо де Милано видимо не является автором музыки. Авторы текста взяли композицию с, пользовавшейся в то время большой популярностью в кругах интеллигенции, пластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков в исполнении В. Вавилова». Зэев Гейзел провел почти детективное расследование, перекопал кучу информации, опросил большое количество людей и выяснил, что почти вся «Лютневая музыка» с известной пластинки была на самом деле сфальсифицирована ее исполнителем. То есть Владимир Вавилов сам сочинил всю музыку, прикрывшись именами великих композиторов прошлого.

Город Золотой

Как видите, получилось, что сложную жизнь этого произведения, нельзя ограничить только рамками авторских прав. В его создании принимали участие реальные и вымышленные персонажи, и каждый привнес что-то свое. Следует отметить, что хоть Гребенщиков и не писал «Город», лишь в его дрожащем проникновенном исполнении эта песня зазвучала и превратилась в сверкающий брильянт.

БГ сделал ее своей, поэтому, всем, кто привык к варианту Гребенщикова, очень сложно воспринимать «Город» в скрипучем исполнении автора Алексея Хвостенко.

Обновлено 05.07.2010 23:45
 

Добавить отзыв

Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru